В Припяти на момент катастрофы проживало около 50 тысяч человек. До самой ЧАЭС - рукой подать, 3 км. Авария произошла 26 апреля, эвакуация - 27. На тот момент уровень радиации в городе вырос в несколько СОТ ТЫСЯЧ раз - сотни рентген в час (Р/ч)! Даже до совкового руководства дошло, что людей надо эвакуировать, иначе через пару недель будут умирать тысячами.
Я лично думаю, что если бы можно было закрыть на это глаза и не дать информации о таких жертвах ходу, то партии и правительству плевать было бы на людей. К тому-же так фонило, что скандинавы, фины и т.д. ужи били тревогу. Штатовские снимки из космоса потрясли их самих - они думали вначале, что пот территории ЧАЄС был произведен ядерный удар.
Итак, подъезжая к Припяти ми миновали Рыжий Лес. Такое название он получил в силу того, что основная часть чудовищно радиоактивного облака прошлась по нему, и он буквально за несколько десятков дней порыжел, не успев толком зазеленеть. Уровень радиации, там осевшей, был настолько высок, что в последствии было принято решение его ... закопать. Что и было сделано. Деревья на фото - это уже новый лес, выросший на могиле старого. Иногда попадались словно-бы выгоревшие в уголь деревья, - редкие мертвые остатки Рыжего леса.
За спиной, снаружи рюкзака болтался дозиметр, я не выключал его все время пребывания в зоне. Уже в селах из первой части отчета он стабильно и часто пикал, показывая в несколько десятков раз выше нормы (в районе 100-500 мкР/ч, это на уровне 1 метра от земли). В некоторых, особо одаренных местах, на уровне земли можно было видеть 1000-2000 мкР/ч (раз в сто больше нормы). Но это нужно было подносить дозиметр прямо к земле или фонящему предмету.
А внутри машины все было ОК. До момента, когда мы проезжали по дороге мимо Рыжего леса. Дозиметр вдруг радостно запикал в районе 1000 мкР/ч, и это за стеклом и металлом машины.
Стало понятно, почему запрещен открытый вид транспорта, равно как и открытая одежда. Когда мы остановившись на обочине, мне расхотелось лезть в заросли (было поначалу такое желание) - на уровне земли, метрах в трех от травы на обочине, дозиметр показывал 200 кратное превышение нормы. Я больше опасался за обувь и одежду - на обратном пути три радиоконтроля, если бы обнаружилось загрязнение - пришлось бы отмывать, так не отпустили бы.
А вот и въезд в Припять
А дальше - Мост Смерти. Он перекинут между холмами, единственный на тот момент приемлемый способ въезда-выезда из Припяти.
В ночь аварии многие люди из близжлежащих домов - десять-пятнадцать минут пешком - выбежали на мост, и смотрели на зарево на четвертым энергоблоком. Говорили, что зрелище было потрясающе красивым -яркий фонтан искрящегося зарева всех цветов... А на тот момент на мосту было по разным оценкам от 200 до 500 Р/ч ( РЕНТГЕН! в час). То есть, почти в миллион раз больше нормы...
Под мостом - железная дорога
В первые дни после катастрофы основной вклад давали такие изотопы: йод-131 (I-131, период полураспада T½ = 8 суток) и йод-132 (I-132 T½ = 2.3 часа), теллур-132 (Te-132, T½ = 78.2 часа), барий-140 (Ba-140, T½ = 12.74 дней), лантан-140 (La-140, T½ = 40.27 часа) , цирконий-95 (Zr-95, T½ = 63.98 дня), ниобий-95 (Nb-95, T½ = 35.15 дня), рутений (смесь его изотопов: Ru-97 T½ = 2.9 дня, Ru-103 T½ = 39.28 дня, Ru-105 T½ = 4.44 часа, Ru-106 T½ = 368.2 дня). Из за столь малого времени полураспада на них приходилась львиная доля уровня радиации (альфа, бета и гамма) в первые дни и недели.
Спустя пару месяцев, в силу небольшого времени полураспада большинства вышеприведенных изотопов их доля в общем фоне сильно снизилась, и основными источниками становятся цезий-137 (Cs-137, T½ = 30 лет), также продолжает "хорошо работать" стронций-90 (Sr-90, T½ =29.12 лет), и много меньше углерод-14 (C-14, T½ = 5730 лет).
До сих пор ведутся споры, сколько же топлива вылетело из "реактора" во время аварии, оценки очень разнять - от 3% до 50%! Общее количество топлива составляло около 180 тонн, даже если вылетело 3%, получаем 5.4 тонны.
Топливо состоит из следующих компонетов: диокид урана-235 (U-235, T½ = 703 000 000 лет), плутоний 239 (Pu-239 T½ =24065 лет), торий-232 (Th-232 T½ = 14 100 000 000 лет).
Так что даже если тонна урана распылена по территории (как тяжелый элемент он далеко улететь не мог), вряд ли в обозримом будущем тут снова будут жить люди.
Да, пришлось покомпилировать информацию, но мне кажется она полезной.
Въезжаем в Припять - она полностью огорожена колючкой, так что на машине только один путь - через КПП, там все строго, по документам. Едем.. По главной улице. Фото для сравнения.
Точно не помню, что это - то ли старый КПП, то-ли автовокзал
Кафе
Рядом, справа - кафе Припять с очень живописным расположением на берегу небольшого озера
Пройдемте внутрь
Сохранились витражи. Меня они растрогали - я и позабыл подобный советский стиль, он кажется мне сказочным. Много вспомнилось :)
Можно различить название города
А это - летняя площадка кафе, - просто прелесть!
Эх, вот посидеть бы за этим столиком, за чашкой кофе
Спустившись по этим ступенькам (вид снизу), выйдем на маленькую площадку над водой, а там -
Красота!
Посмотрим налево...
И направо
Хорошо, пройдем этой дорогой в ГОРОД
Вон он, начинается
Городская больница
Фойе
Сталкеры где-то откопали подшлемник, и положили его в ведро в фойе. Фонит тот подщлемник очень не слабо..
Коридоры... Сайлент-хилл? Нет, не слышал
Странное помещение - вроде библиотеки. Много медицинской литературы (вернее, что осталось)
Кабинет физиотерапевта
Палаты
Процедурные
Операционная
Если присмотреться - можно увидеть запись про запланированный аборт...
Актовый зал
Но это еще не все :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий